8 (800) 775-74-87

8 (800) 775-74-87
бесплатно по России

пн - пт : 10:00 - 19:00

сб - вс : 11:00 - 19:00

оформление заказов на сайте
круглосуточно

Как дизайнеры решают проблемы с проектом кухни-гостиной: опыт профессионала

BasicDecor
Ника Соловьева
1 Автор , 1 Эксперт

Как дизайнеры решают проблемы с проектом кухни-гостиной: опыт профессионала

Объединяя кухню с жилой комнатой, можно не учесть массу мелочей, которые потом оборачиваются крупными проблемами. Например, если демонтировать часть несущей конструкции, есть риск получить со временем большой штраф с постановлением вернуть все как было до ремонта.

Дизайнер Ника Соловьева поделилась опытом, как специалисты предвидят возможные проблемы и находят варианты. То есть знают, что делать, чтобы все было по закону, а кухня-гостиная стала бы удобным и уютным помещением.

Ника, о каких нормативах часто забывают люди, делая проект кухни-гостиной?

На моей практике было несколько случаев, когда заказчики хотели перенести мокрую зону кухни на территорию гостиной, то есть, жилой комнаты. Делать это нельзя. В плане квартиры всегда обозначены границы кухни и ставить в жилую зону мойку, посудомоечную или стиральную машину категорически нельзя. Однажды заказчик захотел полностью перенести кухню в другое помещение, побольше. Но это была жилая комната. Мы нашли решение, которое смогли согласовать — от прежней кухни оставили часть, куда поставили кухонную мойку. А в комнате установили гарнитур.

Нужно помнить, что к мокрой зоне относятся еще посудомоечная и стиральная машины. Их и мойку нельзя ставить в жилой комнате, но можно расширить кухню за счет коридора и поставить мокрую зону туда. Ограничение — нельзя объединять или расширять кухню за счет ванной.

Еще одно грубейшее нарушение — пытаться скрыть коммуникации в стене панельного дома. Монолит, в принципе, нельзя сверлить, а кто-то умудряется выштробить 10 сантиметров в глубину и там спрятать трубы. Причем, нередко строители на это соглашаются, даже зная, что так делать нельзя. Это очень опасно, потому что можно нарушить конструкцию всего здания. Важно соблюдать Жилищный кодекс, учитывать ГОСТы, СНИПы и прочие документы, государственные и региональные.

эксперт баннер

Часто бывает такое, что люди полностью хотят демонтировать несущие стены без согласования?

Я могу судить только по тем клиентам, которые обращаются в нашу студию. Такое бывает, и моя задача как дизайнера — вразумить их, если приходит такая идея. Важно понимать, что по нормам мы можем сделать проем в несущей стене. Но это должен делать не дизайнер, а организация, у которой есть допуск СРО, которая выполняет расчеты, схему усиления и прочее. Дизайнер же, скорее, должен понимать, что можно, а что нельзя. Проем сделать можно, но потребуется время на согласование.

Есть запрет на снос монолита и колонн. У нас был случай, когда мы хотели сделать проем в несущей стене. По документам это была несущая стена, оштукатуренная предыдущими хозяевами. И когда мы сняли слой штукатурки, в месте, где планировали проем, оказалась колонна. В таком случае мы не сносим колонну, а переделываем проект, объяснив клиенту, что в плане это нигде не указано, а сквозь слой штукатурки колонну не видно.

Мы должны были демонтировать стену, а когда сняли часть штукатурки, увидели несущую колонну. Кирпичная кладка на фото — та самая колонна

Я думаю, что пока еще такое встречается, что люди хотят объединить помещения, несмотря на запреты. Но по наблюдениям, сейчас все больше вникают, обращаются к дизайнерам. Да и сами дизайнеры становятся все грамотнее. И это уже не профессия, когда человек работает с красивыми картинками, а комплекс работ над интерьером.

А какие бывают проблемы с устройством вентиляции?

Самое главное про вытяжку надо знать следующее. Чаще всего в многоквартирных домах есть только один выход в вентиляцию на кухне. Это общая вентиляция, а значит, помещение должно проветриваться. Как это происходит: идет приток воздуха, которому нужно выйти через отверстие. Если заткнуть этот выход вытяжкой, меняется циркуляция воздуха.

А еще вытяжкой мы нагружаем вентиляционный канал, который в принципе не рассчитан на подключение вытяжек. Если подключить к вентканалу мощные вытяжки, то у соседей может начать появляться запахи. То есть, кто-то готовит еду, запахи уйдут соседям.

Сейчас застройщики заботятся об этом и делают два отдельных вентиляционных канала. Один — общая вентиляция, куда мы просто ставим диффузоры с потолка. Это естественная вентиляция, ее не нужно закрывать. Она просто своим ходом работает. То есть когда мы открываем окно, есть куда уходить несвежему воздуху. Второй — отдельный воздуховод для кухонной вытяжки. Это касается любых кухонь — газифицированных и с электроплитой.

Если второго воздуховода нет, остается только вариант — ставить угольные вытяжки с фильтром и все.

А можно ставить не вытяжку, а вентилятор?

Есть иллюзия того, что когда мы ставим вентилятор, он усиливает там циркуляцию воздуха. На самом деле он только перегораживает проход.

Чтобы воздух уходил при помощи принудительной вентиляции, нужно, чтобы она работала всегда. Обычная вытяжка устроена так: мы открываем окно на проветривание, идет свежий воздух с улицы, который выталкивает углекислый газ в вытяжку. А если стоит вентилятор, воздуху некуда уходить, принцип его движения полностью нарушается.

Перейдем к освещению. Что можно сделать не так, при планировании света в кухне-гостиной?

Частая ошибка — сделать низко висящие светильники, например, над барной стойкой, а потом над ней же повесить настенные шкафы. Или споты, которые довольно сильно выступают от поверхности потолка. Нередко забывают, что шкаф нужно открывать, и дверцам мешают такие светильники.

Чтобы этого избежать, надо учитывать местоположение мебели и светильников. Помнить, что верхние кухонные базы не ограничиваются только глубиной в 30 сантиметров, а есть глубина и еще открытый фасад. Лучше всего проиграть сценарий в голове: вот мы открываем шкаф, не мешает ли что-то?

Другая проблема — когда подсветку кухонной рабочей зоны делают на потолке. Получается, когда человек стоит над столешницей, он перекрывает свет. Подсветка этой зоны должна быть не за нами — то есть не только на потолке, а перед нами — то есть по нижнему краю подвесных шкафов, например. Или, интересный вариант, сделать светильники над окном, которые будут направленно освещать столешницу.

Это касается только кухонной зоны. А какие проблемы еще могут быть в объединенной кухне-гостиной?

Сложность в том, что оба помещения требуют разной освещенности. В гостиной свет более приглушенный, так как это зона, где мы отдыхаем. А в обеденной зоне и на кухне света должно быть больше, потому что здесь наши глаза должны работать. В итоге получается диссонанс световых пятен. Например, в гостиной кто-то хочет отдохнуть, свет выключен или он очень неяркий, а на кухне в это время готовят, она пересвечена. И у некоторых людей может возникнуть дискомфорт.

Важно продумывать освещение так, чтобы не мешать другим либо, опять же, использовать раздвижные перегородки. А еще располагать мягкую зону так, чтобы сидеть спиной к кухне. Тогда глаз даже на периферии не будет видеть яркого светового пятна.

В этом проекте мы продумали разноуровневое освещение во всех зонах и поставили диван спиной к столу, чтобы свет над столом не мешал сидящему в гостиной. Кухню отгородили стеклянными перегородками, приглушающими яркий свет

Интерьер гостиной с диваном и стеклянными перегородками

Бывают ли ошибки в подборе светильников?

Для меня странно, когда используют комплекты светильников. То есть, берут люстру, подвесы, бра — и все из одной коллекции. С точки зрения дизайна это плохо.

Другая проблема связана больше не с подбором светильников, а их расположением. Когда ставят одну люстру, даже без привязки к общей композиции, просто по центру потолка. Дизайнер же предлагает разные сценарии освещения, где есть подсветка обеденной зоны, гостиной, точечные светильники и так далее.

Вообще, лучше стараться не делать только потолочный свет. Есть и недорогие торшеры, и напольные светильники совсем низкие. Многоуровневый свет дает помещению объем, глубину. Это касается не только кухни-гостиной, а вообще, организации освещения.

В этом проекте свет можно включать на разных уровнях — большая люстра над обеденным столом и треки на потолке, настенный декоративный свет, акцентная лампа на консоли, свет на столике возле дивана

Интерьер с многоуровневым освещением

О каких ошибках в расположении мебели дизайнерам часто приходится предупреждать заказчиков?

Самая частая проблема, когда столовую зону начинают уносить далеко от кухни. Как на кухне есть рабочий треугольник, так и в планировке должна быть продуманная эргономика. Мы приготовили еду, и нам нужно отнести ее на стол, а потом пойти отдыхать. Но иногда меняют этот порядок и хотят сделать кухню, за ней мягкую зону с ТВ и далее — обеденный стол. Это неудобно. Столовую группу стоит относить ближе к кухне.

Эргономика помещения заключается в том, чтобы продумать, как люди будут перемещаться по этому объему. Нельзя просто поставить мебель, чтобы она влезла. Например, есть организованный выход из кухни, и на пути ничего не должно быть – консоли, цветов, дивана. Надо прослеживать всю ось передвижения и сдвигать все лишнее с прохода от кухни до стола.

Еще одна ошибка — неправильный выбор высот. Нередко ставят гигантские барные стойки глубиной 60 см и высотой 1 метр 20 см. А в семье маленький ребенок, и он не достает до столешницы, даже если его посадить на детский стульчик.

Когда некуда поставить стол, и все же нужен остров, лучше его делать высотой как кухонная столешница или вовсе опустить до уровня обычного стола.

Какие проблемы с розетками приходится решать?

Чаще всего проблемы возникают в кухне. И если люди еще примерно представляют, сколько розеток поставить у телевизора, то на кухне появляется очень много проблем. Например, ставят посудомоечную машину, под нее нужно вывести розетку. И очень часто вывод делают за ней, а потом оказывается, что техника не задвигается.

А еще интересно, когда мебельщики советуют поставить розетку в плинтусе. Но как ее отключать потом? Придется снимать цоколь кухни. А если потоп? Придется ложиться в воду, чтобы выдернуть вилку из розетки, потом еще просушить эту розетку.

Не зря есть нормы, что ставить розетки на высоте ниже 30 сантиметров нельзя. И лучше ставить в соседней кухонной базе, или там, где, например, есть выдвижной ящик. Мы ящик выдвинули, выдернули вилку из розетки, и все.

Здесь розетки отмечены красным. Мы сделали выводы на разных уровнях, в том числе за выдвижными ящиками для постоянного подключения техники. Так, владельцам квартиры будет удобнее достать до розетки, если нужно

План расстановки розеток

Бывают ли проблемы с установкой розеток в гостиной?

Практически никогда уже не нужны информационные розетки, потому что телевизоры работают по Wi-Fi. Но антенны до сих некоторые клиенты просят вывести.

Как посчитать нужное количество розеток?

Для гостиной — перечислить количество гаджетов, которые обычно сразу где-то в одном месте стоят на зарядке. На кухне — сколько одновременно техники включено. Плюс должны быть две запасные на подключение временной техники. Это то, что касается техники на столешнице.

Те розетки, которые прячутся за кухонной мебелью, за телевизором, за тумбами — считаем исходя из количества потребителей. Например, если рядом стоят духовка, микроволновка и холодильник, соответственно, три поста мы должны сделать в этом районе. Если телевизор и PlayStation включаются, то за телевизором мы ставим две розетки, помимо информационной или ТВ-антенны.

И еще, допустим, в тумбе предусмотрим блок розеток для ресивера, может быть, еще надо поместить кабель-канал для HDMI-кабеля от телевизора к тумбе. Здесь уже надо смотреть, кто живет в квартире, кто чем пользуется.

Мы всегда делаем запас. Например, всегда ставим розетку под раковиной. Даже если клиент говорит, что у него не будет измельчитель для мусора, мы на всякий случай розетку предусмотрим. Потому что сейчас он думает так, а через 5 лет захочет поставить — а электрики там нет. Но сделать вывод для розетки на черновой стадии, стоит 5 копеек, а на чистовой — ремонт надо делать заново.

Какие ошибки бывают в зонировании?

Самая основная ошибка, которая встречается не только у заказчиков, но и у дизайнеров тоже — это забыть напрочь о том, что кроме эргономики есть композиция помещения, с которой мы должны работать.

Например, кухонная зона расположена асимметрично по отношению к гостиной, тогда нужно чем-то это уравновесить. Может быть, столовую зону немножко сместить — на центр угла этого поставить диван. Тогда не будет ощущения, что все поставили в одну сторону, и остается футбольное поле, чтобы не получилось неэффективное использование пространства.

Пример такой расстановки. Чтобы не было пустого пространства, мы придумали композицию в мягкой зоне из двух небольших диванов. Визуально они образуют единое целое, и в то же время между ними есть проход — ничто не мешает свободно двигаться по комнате и проходить в кухню

Интерьер с композицией из двух небольших диванов

Главное, нужно определить, где находится центр композиции, насколько симметрично или асимметрично относительно него находятся зоны, нужно ли пытаться найти равновесие. А дальше уже сочетать композицию с эргономикой, с проходами, высотами, объемами. Многие думают, что интерьер изменить просто, по картинкам из Pinterest.

Когда мы делаем планировку, то находим предмет, который задает нам композиционную ось. Предположим, это окно. А на противоположной стене — телевизор. Тогда логично, что ось мы строим от окна. Но окно не посередине телевизионной стены. Это большой объемный предмет, и здесь два решения. Либо мы окно занавесим шторами и никогда не будем открывать, либо мы всю композицию притянем к нему. И если у нас такое смещение, то поставим диван в прямую часть относительно оси, которую мы задали. И чтобы у нас не было футбольного поля, сделаем дивану угол, или поставим кресло. Так, уравновесим общий объем помещения.

Красной линией на схеме справа я показала, как проходит визуальный центр композиции в этой планировке

Есть ли требования к выбору материалов?

Тут немного вернемся к вопросу вентиляции. В кухне-гостиной мы не можем напрочь избавиться от запахов, особенно гари. Если в помещении много текстиля, очень скоро вещи станут пахнуть как старая одежда, надолго закрытая в шкафу.

Ткань сильно впитывает запахи. Да, есть химчистки, они помогают, но платить за химчистку все время — получается дорого. Поэтому в кухне-гостиной лучше не класть пушистые объемные ковры, обивать стены мягкими панелями. Здесь лучше отдавать предпочтение чему-то гладкому.

Подписаться на Telegram-канал BasicDecor